Существует кодекс, по которым живут дети от года до двух и
даже трех лет. Если перевести его на взрослый язык, получится примерно
следующее:
Если мне это нравится, то оно – МОЕ!
Если это у меня в руке, то оно – МОЕ!
Если я могу забрать это у тебя, то оно – МОЕ!
Если это когда-то было у меня, то оно – МОЕ!
Если это МОЕ, то оно не станет твоим НИКОГДА!
Если я собираюсь что-то делать или строить, то все части – МОИ!
Если это выглядит хоть чуточку моим, то это – МОЕ.
Если я думаю, что это мое, то оно – МОЕ!
Вот как! Взрослые думали – жадность, а это просто возраст такой.
Кстати, именно когда взрослые называют такое поведение детей жадностью,
это ведет к формированию такого качества. Как это происходит? Ребенок
приходит на площадку со СВОЕЙ игрушкой. К нему подходит другой малыш, и
(по законам жанра) хочет эту игрушку забрать, сделать своей. Наш герой
не отдает. Реакция мамы: «Отдай, ты что, жадина?» Малыш еще сильнее
прижимает игрушку к себе.
Для того, чтобы понять, что чувствует малыш, представьте, что к вам
на улице подходит незнакомый человек и хочет забрать вашу сумочку
(мобильный телефон, кошелек). Ваша реакция – справедлива и предсказуема –
не отдам, МОЕ! Ребенок воспринимает другого малыша так же, как мы –
незнакомца.
Таким образом, важно уважать чувство собственности ребенка, которое
связано с уверенностью в себе и пониманием своих границ в общении.
Однако в этом возрасте также очень важно научиться делиться с
другими! Итак, вернемся к нашей ситуации. Что можно сделать взрослым,
чтобы помочь детям научиться делиться и в то же время усилить в ребенке
уважение к «своему» и «чужому»?
Можно предложить малышам поменяться игрушками. Формируется представление: «отдавая, я получаю», формируется модель диалога.
Можно вместе рассматривать игрушку, которую крепко держит наш малыш.
Если малыш не соглашается даже показать свою игрушку, можно
прокомментировать: «Это игрушка Маши! Она не хочет отдавать ее!» после
чего желательно переключить внимание малышей на какую-либо активность.
Подчеркивается свободный выбор малыша: он сам решает, делиться ему или
нет. Ведь, когда делишься, важно делать это от всей души, с радостью!
В роли малыша, который хочет забрать чужую игрушку, может оказаться и
ваш малыш. Тогда подчеркните, что «это – чужая игрушка, а твоя – ВОТ!».
Формируется важнейшее представление «свое – чужое», уважение границ
других людей.
Оказывается, умение делиться напрямую связано с умением делать что-то
по очереди. Вы можете помочь своему малыше освоиться в социальном мире,
если будете играть по очереди дома. Вот некоторые идеи. По очереди
можно:
Стучать в дверь;
«разговаривать» по телефону;
пить из чашки;
бросать предметы в коробку;
играть в «ку-ку» (закрывать лицо)
расчесывать волосы кукле;
щекотать папу;
рисовать;
брызгаться;
играть в догонялки.
|